версия для слабовидящих людей
«Управление образования администрации Рязанского муниципального района Рязанской области»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подвязьевская средняя школа»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
 
 
Отчет об организации профориентационной работы в 2017-2018 учебном году

МБОУ «Подвязьевская СШ» создаёт условия для педагогической поддержки подростков в их профессиональном самоопределении, оказывает помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, помогает определить реальные возможности в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Целью профессиональной ориентации является оказание помощи обучающимся

 

в   принятии решения о выборе профиля обучения, создание условий для актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения, формирования способности осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных кадрах.

 

Задачи:

 

-      оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

 

-      обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах дополнительного образования, элективных курсах и в системе воспитательной работы;

 

 

-      выработка гибкой системы взаимодействия с учреждениями, предприятиями района по расширению «профессионального» кругозора обучающихся.

 

 

При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:

 

1)      Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися 9 и 11 классов. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

 

2)      Личностно-ориентирванный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

 

3)      Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями (законными представителями).

 

4)      Взаимосвязь  школы,  семьи,  профессиональных  учебных  заведений,  службы

занятости.

 

Основные направления деятельности ОО по организации профориентационной работы:

 

-      определение стратегии взаимодействия всех сторон, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

 

-      поддержание связей МБОУ «Подвязьевская СШ» с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся начальной, основной и старшей школы;

 

-      планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с образовательной программой общеобразовательной организации;

 

-      осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных

руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся);

 

-      осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников по проблеме профессионального самоопределения обучающихся;

 

 

Организационные мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся Разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие данное

 

направление деятельности ОО:

 

-      раздел основной образовательной программы школы;

 

 

-      план мероприятий по организации профессиональной ориентации обучающихся включающий вопросы социально-психологического сопровождения школьников, методической работы с педагогическими работниками, консультационной и информационной работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

 

В         рамках создания индивидуальных траекторий развития школьников разработаны и утверждены образовательные программы дополнительного образования: кружки, внеурочная деятельность физкультурно-спортивной, технической, социально-педагогической, художественно–эстетической, естественнонаучной направленностей. 

 

Осуществляется сетевое взаимодействие по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с заинтересованными организациями района и г. Рязани.

 

Проведен ежегодный сбор и анализ сведений о занятости обучающихся, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования.

 

Работа с обучающимися

 

В   каждом классе МБОУ «Подвязьевская СШ» в течение года были проведены классные часы профориентационной направленности (охват детей - 98%, отсутствие по причине болезни).

 

Тематика классных часов в 2017-2018 учебном году:

 

-      Все профессии хороши, выбирай на вкус;

 

-      Профессия и личность;

-      Финансовая грамотность молодёжи;

-      Мир профессий и профессиональные требования;

-      Профессии 21 века;

 

-      Самые молодые профессии;

-      Талант и труд;

-      Профессии, необходимые нашему городу;

-      Профессия библиотекарь. Какое будущее у этой профессии?

-      Интернет для выбора профессии;

 

-      Сто дорог - одна твоя;

-      Профессии вокруг нас;

-      Есть такая профессия: Родину защищать.

 

В      начальной школе календарно-тематическим планированием по учебным предметам «Технология», «Ознакомление с окружающим миром», ИЗО предусмотрены уроки профориентационной направленности:

 

Технология

 

-      «Работа с пластичными материалами. Праздничный стол. Профессия кондитера и повара»;

 

-      «Мозаика «Курочка». Профессия птичников»;

-      «Архитектура»;

-      «Парк»;

 

-      «Ателье мод»;

-      «Кафе»;

-      «Магазин подарков»;

-      «Автомастерская»;

-      «Вагоностроительный завод»;

-      «Автомобильный завод»;

-      «Фаянсовый  завод»;

-      «Швейная фабрика»;

-      «Обувная фабрика»;

-      «Деревообрабатывающее производство»;

-      «Кондитерская фабрика»;

-      «Тепличное хозяйство»;

 

-      «Водоканал».

Ознакомление с окружающим миром

 

-      «Звёздное небо осенью. Профессия астронома»;

-      «Старинная женская работа».

Изобразительное искусство

 

-      «Богатство и разнообразие художественной культуры мира. Профессия художника»;

 

-      «Филимоновская игрушка. Мастера игрушек».

 

В        рамках взаимодействия  проведены экскурсии на предприятия:

 

-      ОАО Новомичуринская ГРЭС;

 

-      ООО «Авангард»;

 

-      НИИ АПК «Приокский»;

 

-      Пожарная часть г. Рязань.

-      Посещение дней открытых дверей в РГАТУ, РГУ, Рязанского филиала московского университета МВД РФ.

 

Процент участия в экскурсиях обучающихся 5-11 классов составляет в среднем 63%.

 

Организация и проведение встреч с представителями профессий, востребованных на рынке труда; бывшими выпускниками образовательных организаций, получающими профессию, и др. Встречи с представителями различных предприятий и учреждений.

            Кроме того, обучающиеся приняли участие во всероссийских и региональных мероприятиях профориентационной направленности

  • Участие в он-лайн проекте «ПроеКТОриЯ». Учащиеся 8 – 11 класов просмотрели 5 занятий, рассказывабщих о современных профессиях в области архитектуры, робототехники, информационной безопасности, сельского хозяйства, медицины. Приняло участие 60% школьников.
  • Участие в областном тестировании «Мой профвыбор». Он-лайн тестирование прошли 100% учащихся 8-11 классов. По итогам участники получили индивидуальные результаты исследования.

Традиционными являются исследования познавательных интересов школьников педагогом-психологом школы.

Так по итогам исследования учеников 9 класса в сентябре 2017 выявлено:

Итог количественного анализа

 Преобладает   интерес  к следующим  типам профессий:

тип профессии «Человек» -  24%

тип профессии «Техника» -  29%

тип профессии «Знаковая система» - 6 %

тип профессии «Искусство» -  35%

тип профессии «Природа» -   18%

 

Обучающимся и их родителям даны следующие рекомендации

  1. 1.Классному руководителю включить в план воспитательной работы профориентационное направление: знакомить учащихся на классных часах с различными видами профессий.   Для этой цели можно приглашать выпускников школы, родителей  - организовать интервью, беседы об интересных профессиях, заочные экскурсии с просмотром фотографий и видео. 

2.Рекомендовать учащимся посещать спортивные секции, кружки, факультативы, с учётом познавательных интересов подростков.

3.Проводить профилактическую,  информационную работу с родителями и теми учениками, которые после 9 класса желают продолжать обучение в колледже или профессиональном училище.

4.  Рекомендовать девятиклассникам самостоятельно  ознакомиться в сети Интернета  с сайтом «Куда пойти учиться после 9 класса в г. Рязани»

Так по итогам исследования учеников 11 класса в сентябре 2017 выявлено:

            Выражены познавательные интересы

1) спорт  – 44%  выпускников

2) сценическое искусство,  педагогика – 33%   учащихся

3) лёгкой и пищевой промышленности, психология,  иностранный язык, журналистика,  изобразительное искусство,  музыка – 22%

4) биология, медицина,  военные специальности,  истории, право,

литература,  сфере обслуживания  – 11%  

Недостаточно  выражены  интересы:  геология,  экономика,   география, химия, техника, транспорт,  социология, математика,  строительство, электрорадиотехника,  информационные технологии,  физика, обработка материалов. 

Рекомендации

1.Ознакомить родителей на классном собрании с результатом анкетирования,

обращая их внимание, что развитие познавательных интересов влечёт за собой повышение учебной мотивации

2.Включить в план воспитательной работы профориентационное направление. Знакомить учащихся на классных часах с различными видами профессий, особенно связанных со спортом, сценическим искусством, педагогикой

 Для этой цели можно приглашать выпускников школы, родителей: организовать интервью, беседы об интересных профессиях, заочные экскурсии с просмотром фотографий.

3.Рекомендовать учащимся посещать спортивные секции, кружки, факультативы, с учётом познавательных интересов подростков

4.Использовать информацию о познавательных интересах учащихся при написании характеристики.

Информация доведена до сведения учащихся и их родителей. на основе полученной информации в течение учебного года проводился курс тренингов «Мой выбор» для учащихся 9 и 10 классов.

 

Организационно-методическое обеспечение профориентационной работы Ознакомлением с планом работы и его утверждение на организационном

 

педагогическом совете

 

 

Проведены:

 

— тематические заседания методического объединения классных руководителей по вопросам организации профориентационной работы с обучающимися класса (октябрь 2017 г),

 

-      ежегодные мониторинги:

  • запросов курсов на 1, 2  полугодия 2017-2018 учебного года;

 

  • посещения обучающимися курсов ДО, элективных курсов,

Информационно-методическое обеспечение профориентационной работы

 

В        кабинете психолога  оформлен уголок по профориентации:

 

  1. информационно-методические разделы:

 

-      «Выбор за тобой»: интернет-ресурсы в помощь, социономические и технономические профессии;

 

-      «Профориентация»: семь шагов к взвешенному решению; ошибки, мотивы, принципы в выборе профессии; формула выбора профессии;

 

-      «Твоя профессия»: подборка краткой информации о профессиях, востребованных в Рязанской области.

 

Работа с родителями (законными представителями)

 

Разъяснительная работа с родителями по вопросам предпрофильной подготовки и выбора профиля обучения организована через родительские собрания (по плану

работы классных руководителей: октябрь – ноябрь, индивидуальные консультации родителям.

 

Организация встреч обучающихся с их родителями - представителями различных профессий через классные часы (согласно планам воспитательной работы в классных коллективах проведено 12 встреч).

 

По итогам классно-обобщающего контроля в 10-х классах на классных часах, родительских собраниях представлена информация об уровне подготовленности десятиклассников к обучению по программам среднего общего образования, возможностях выбора дальнейшего пути самоопределения.

Материально-техническое обеспечение

 

Материально-техническое обеспечение школы способствует достаточному уровню организации профориентационной работы.

 

Кабинеты технологии (обслуживающего труда), школьных мастерских оборудованы необходимым учебным, учебно-наглядным, учебно-производственным оборудованием, компьютерной техникой. 100% учебных кабинетов имеют доступ к ресурсам сети Интернет..

 

В    библиотечном фонде имеются учебные пособия по технологии, справочными материалами профориентационной направленности. Плановая закупка учебников ориентирована на расширение библиотечного фонда по данному вопросу.

 

Приобретены и оформлены информационные стенды и кластеры по вопросам профориентации. В рамках организации профильного обучения кабинеты математики, физики, информатики оснащены АРМ, интерактивными досками, документ-камерами. Кабинете физики укомплектован лабораторным оборудованием. В кабинете ОБЖ в наличие информационные стенды, манекен и необходимое оборудование для отработки навыков оказания первой медицинской помощи. Спортивный зал оборудован всем необходимым для организации работы военно-спортивной направленности. В наличии учебно-методические пособия.

 

Выводы

 

Подводя итог работы по профориентации с обучающимися, учитывая статистику, представленную классными руководителя, можно сделать вывод, что охват обучающихся по данному вопросу составляет 100%.

 

Профориентационная работа – не новое направление в воспитательной работе. Педагоги школы имеют опыт планирования и проведения профориентационной работы среди обучающихся различных категорий, что подтверждается ежегодным анализом социального устройства выпускников.

 

К      положительным моментам профориентационной работы можно отнести следующее:

 

—  в последние три года увеличилось количество приглашений по целевому набору, что повлекло за собой увеличение мероприятий по ознакомлению с профессиями. В связи с тем, что возрождается профориентационная работа с обучающимися на предприятиях, руководство ООО «Авангард»  охотно идет на контакт, предлагает совместные мероприятия в данном направлении.

 

—  Проведение на параллели мероприятий, встреч, экскурсий, совместных классных часов послужило дополнительным фактором сплочения классных коллективов.

 

—  В сравнении с прошлым периодом использована новая формы работы:

  • фестиваль объединений ДО по вопросу профориентации.
  • Участие в он-лайн проекте «ПроеКТОриЯ».
  • Участие в областном тестировании «Мой профвыбор».

 

 

К  отрицательным моментам можно отнести следующее:

 

  • не всегда получаем ожидаемый результат от встреч с представителями учебных заведений в связи с тем, что нет контакта с аудиторией, нет заинтересованности и желания увлечь своей профессией;
  • Время он-лайн трансляций проекта «ПроеКТОриЯ» приходилось на наиболее продуктивное время. Целесообразно его перенесение на последние уроки.

 

Задачи на 2017-2018 учебный год:

 

С   целью повышения результативности профориентационной работы необходимо:

 

1)      более тщательное изучение рынка труда и востребованности специалистов на перспективу, активное привлечение специалистов Центра занятости по данному вопросу;

 

2)      увеличение количества встреч с представителями рабочих профессий;

 

3)      ориентация с 8-го класса низкомотивированных обучающихся на продолжение образования в учебных заведениях начального профессионального образования;

 

4)      активно использовать возможности Интернет с целью взаимодействия с учебными заведениями других регионов.

Анонсы

Новости