версия для слабовидящих людей
«Управление образования администрации Рязанского муниципального района Рязанской области»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подвязьевская средняя школа»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
 
 
Образовательная программа основного общего образования

Содержание

 

      Общие положения                                                                                                                  4

I. Целевой раздел                                                                                                                   8

      1.1. Пояснительная записка                                                                                                  8

            1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО                        11

  1.      1.2.1. Общие положения                                                                                                   11
  2.            1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые  результаты                   14
    1.      1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и надпредметных программ      16
    2.            1.2.4. Предметные результаты освоения программ учебных курсов                           29

      1.3. Система оценки достижения планируемых результатов                                      30

  1.            1.3.1. Общие положения                                                                                                   30

           1.3.2. Особенности оценки личностных,  метапредметных и предметных

результатов                                                                                                                       33

  1. 1.3.3. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного общего образования к среднему (полному) общему образованию                   39

II.        Содержательный раздел                                                                                            42

             2.1  Программа развития универсальных учебных действий (УУД)                       42

  1.            2.1.1. Пояснительная записка                                                                                           42

           2.1.2. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных 

        действий                                                                                                                    43

           2.1.3. Понятие, функции, состав и характеристика универсальных учебных 

                действий на ступени основного общего образования                                        43

  1. 2.1.4        Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных

предметов                                                                                                              47

  1. 2.1.5        Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности

учащихся                                                                                                               56

  1. 2.1.6        Организация учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетентности обучающихся                                                                            66
  2. 2.1.7        Система условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся              72
  3. 2.1.8        Система оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся                                                                                                         78

2.2          Рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов)                          80

2.3          Программа воспитания и социализации обучающихся                                     81

  1. 2.3.1        Основные положения                                                                                             81
  2. 2.3.2        Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся                                                                                                          87
  3. 2.3.3        Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся                                                                                                          89
  4. 2.3.4        Содержание, виды деятельности, формы педагогической поддержки и этапы организации воспитания и социализации обучающихся                                   90
  5. 2.3.5        Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни                                                              115
  6. 2.3.6        Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся           123
  7. 2.3.7        Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся                                                                     126
  8. 2.3.8        Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся                                                                                127

2.4. Программа коррекционной работы                                                                     131

  1.   2.4.1. Общие положения                                                                                                 131
  2.   2.4.2 Направления коррекционной работы                                                                  133
  3.   2.4.3. Механизмы реализации программы                                                                   134
  4.   2.4.4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении  

            Программы, корректировка коррекционных мероприятий                             136

  1. 2.4.5. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы      137

III.     Организационный раздел                                                                                        138

              3.1. Учебный план                                                                                                            138

              3.2. Система условий реализации ООП ООО                                                            138

                        3.2.1. Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы  139

  1. 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы                                                                                                                      144

                        3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной

                        программы                                                                                                                      144

  1. 3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы                                                                                                                      147
  2. 3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы                                                                                         149

Приложения

Общее положение

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, опреде­
ляет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в МБОУ «Подвязьевская СШ».

Содержание основной образовательной программы школы отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

1.                  ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, и интеллектуальное развитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья с учётом специфики условий Учреждения, приоритетных направлений её образовательной деятельности. Она также определяет изменения, которые произойдут на второй ступени школьного образования в Учреждении в соответствии с требованиями ФГОС. Эти изменения касаются приоритетных целей и планируемых результатов, принципов построения и организации образовательного процесса.

               2.1 ООП ООО является инструментом управления качеством образования, источником информации об особенностях Учреждения при планировании, организации и осуществлении образовательной деятельности администрацией Учреждения.

               2.2. Текст ООП ООО позволяет новым педагогам ознакомиться с укладом школьной жизни, традициями, ценностями, нормами поведения; педагогическому коллективу – понять смысл образовательной деятельности в школе, планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с программой, решать проблемы преемственности дошкольного и начального общего, начального общего и основного общего образования; знать о достигнутых результатах  и реализовывать планируемые изменения.

               2.3. Знакомство с текстом ООП ООО даёт родителям представление о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Учреждения по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, что позволит им сделать осознанный выбор образовательного учреждения для ребёнка, определить степень своего участия в управлении образовательным процессом и меру ответственности за результаты обучения детей.

               2.4. ООП ООО направлена на удовлетворение потребностей:

1)      обучающихся – в доступном качественном образовании, обеспечивающем развитие и самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

2)      родителей – в социальной и психологической защите детей, их адаптации к условиям меняющейся социальной ситуации;

3)      общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

4)      Ленинградской области – в развитии и сохранении традиций региона  как  каждого экономического, социального и культурного центра страны.

            Программа состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности образовательного учреждения:

I. Целевой раздел, включающий:

1.1. Пояснительную записку, раскрывающую цели, задачи реализации Программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, а также принципы и подходы к её формированию.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО, уточняющие и конкретизирующие общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

1.3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, которая описывает организацию и содержание итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

 

II. Содержательный раздел, включающий:

2.1. Программу развития универсальных учебных действий (УУД), в которой описываются цели и задачи программы, понятие, функции, состав и характеристика УУД, их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также место отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса, приводятся типовые задачи применения УУД, особенности реализации основных направлений и формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, содержание, виды и формы организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций, перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций  и инструментов их использования, планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе, виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся, система оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию УУД у обучающихся, а также методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.

2.2. Рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов), разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП ООО и фундаментального ядра содержания общего образования.

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся, разработанная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как  патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направленная на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

2.4. Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

 

III. Организационный раздел, включающий:

3.1. Учебный план

3.2. Систему условий реализации, которая содержит описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий.


I. Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

              ООП ООО Учреждения является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям вида общеобразовательного учреждения, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на второй ступени общего образования в Учреждении.

   ООП НОО МБОУ «Подвязьевская СШ» разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС целью ООП ООО является:

–        обеспечение условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся;

–        создание и организация функционирования распределённой информационно-образовательной среды с определением динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Достижение поставленной цели предусматривает  решение следующих  основных задач:

–        осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;

–        встроить в образовательный процесс учебно-исследовательскую и проектную деятельность как лично-значимую для подростков;

–        организовать поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной  практики;

–        изменить идеологию и технологию оценивания достижения планируемых результатов в соответствии с принципами формирующего оценивания или оценивания для обучения;

–        подготовить школьников к обучению в старшей школе;

–        сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;

–        способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;

–        сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.

   В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

–        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального  состава;

–        формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

–        ориентацию на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной  учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

–        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития  обучающихся;

–        учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

–        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий  и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

            В связи с этим ООП ООО, прежде всего, опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:

–        наличие у младшего школьника предметных и универсальных способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы, в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи;

–        способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;

–        сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;

–        освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;

–        наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

–        желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний  и умений ему не достаёт для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

            Кроме того, ООП ООО разработана с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

–        с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный  познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

–        с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

–        с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует на общекультурные образцы, нормы, эталоны, и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

–        с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях с учителем и сверстниками;

–        с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

При этом учитывается, что переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

      Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

–        бурным скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

–        стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

–        особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

–        процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного»  или «критического»;

–        обострённой в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

–        сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом( нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в различных формах непослушания, сопротивления и протеста);

–         изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

            В связи с этим для реализации ООП ООО определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:

–        первый этап (пробно-поисковый) -5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся одной ступени образования на другую;

–        второй этап(опыт действия) – 7-9 классы как этапа самоопределения подростка через опробование себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в предмете (предметах).

           

1.2.  Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО

 

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения ООП ООО (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:

        1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и

навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

–        первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

–        выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

–        выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка

самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным[1]; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.);

6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы[2];

7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по другому, дополнительно узнать и т. п.);

8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей  позиции или оценки;

9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использова-

ния ИКТ.

В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

            В структуре планируемых результатов выделяются:

1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится»[3]и «Выпускник получит возможность научиться»[4] к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

В Учреждении на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также «Занимательная математика», «Мир, в котором я живу», «Информатика», «Занимательная химия», «Краеведение».

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

В Учреждении в результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования обучающихся,

к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В процессе обучения в основной школе:

–        у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям); расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельностив сферу самосознания; формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной  деятельности;

–        обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

–         обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки; 

–        у обучающихся будут заложены потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок; уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных  сред и эпох;

–        обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;

–          у выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего»

–         учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

–        основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

–        основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

–        готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

–      формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

–      практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; 

–      развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

–      практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

–      развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

–      практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

–        систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

–&

Анонсы

Новости