версия для слабовидящих людей
«Управление образования администрации Рязанского муниципального района Рязанской области»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подвязьевская средняя школа»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
 
 
Организация поисковой и исследовательской деятельности в рамках работы школьного краеведческого кружка

Значение поисковой и исследовательской деятельности школьников. Современные требования, предъявляемые к уровню подготовку выпускника школы, предполагают формирования у него коммуникативной. общеучебной и иных компетенций. В практической плоскости это означает, что молодой человек должен уметь работать с информацией, поступающей из разных источников: документов, книг, телепередач, при общении с другими людьми. Для этого его надо научить выбирать крупицы полезных сведений из информационного потока, сравнивать информацию, полученную из разных источников, проверять ее достоверность, делать выводы и т.д.

Кроме того, воспитание гражданственности и патриотизма является важнейшей миссией современной школы, особенно школы сельской. Чьи учащиеся имеют более ограниченные возможности выбора объединений дополнительного образования вне стен образовательного учреждения.

Краеведческая работа является одним из наиболее универсальных форм деятельности, которая позволяет гармонично решать две вышеуказанные задачи. Помимо этого исследовательская и поисковая деятельность в области истории и краеведения позволяет вовлекать учащихся с очень разным уровнем способностей и подготовки по базовому предмету – истории, что важно для мотивации учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Выбор темы исследовательской работы. Тематика краеведческой исследовательской работы очень многообразна.

  • этнографии: местные праздники и обычаи, особенности местного народного костюма, ремесел, традиционных блюд. Нами выполнялись работы на темы «Русские блины», «Кузнечное дело», «Престольные праздники села Подвязье».

  • биографии известных земляков. Например: «Наш земляк Герой Советского Союза А.И. Черняев».

  • Значимые страницы истории своей малой родины. Например «Жители села Подвязья, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны», «Жизнь сельского общества села Подвязье как зеркало русской деревни на рубеже XIX – XX вв.»

  • История важных объектов малой Родины: история предприятий, школы, церкви и т.д.

При всем разнообразии возможностей опыт нашей работы позволяет сформулировать некоторые рекомендации. Помимо обязательных при организации любой педагогической деятельности актуальности, учете возрастных и индивидуальных особенностей, преемственности и т.д. следует обратить внимание на следующее:

Тема не должна охватывать слишком большой период времени, так как в этом случае работа неизбежно сведется к компиляции материала из нескольких книг. Поисковый, исследовательский характер такой работы невелик. Но в начальный период организации краеведческой работы такое обобщение допустимо и даже необходимо как подготовительный этап, своего рода «инвентаризация» уже имеющихся материалов. Это позволит наглядно увидеть перспективные направления будущих исследований, определить склонности и интересы учащихся. Но представлять этого чернового материала в качестве исследования не стоит из-за крайней поверхностности работы. Результатом такого «исследования» может стать формирования у учащихся искаженного представления о сути поисковой научной деятельности.

Тема должна быть обеспечена материалом, доступным для учащихся. Это, прежде всего наличие серьезной научной или научно-популярной, но доступной для понимания ребенком литература. Всегда с интересом учащиеся работают с периодикой. Но здесь руководитель должен обращать внимание юного исследователя на возможно невысокую степень достоверности и на особенности времени публикации. Особенно ценна возможность работы с информаторами, которая помимо явного поискового характера этой формы работы, несет огромный воспитательный потенциал. С точки зрения научной ценности особый интерес представляет работа с архивными материалами. Но в случае с учебно-исследовательской работой следует учитывать, что в ГАРО может работать только учитель. Следовательно надо заранее продумать, какую роль в обработке найденного взрослым материала сможет сделать ребенок: переписал готовые данные, проиллюстрировав ими уже сделанные выводы; сравнил архивные данные с данными из других источников; проанализировал и систематизировал принесенные данные. Естественно, все эти варианты имеют право на существование, но их полезность для формирования метапредметных компетенций не одинакова и представлена нами от меньшего к большему. Наибольшую самостоятельность при обработке архивных данных, по нашим наблюдениям, учащиеся проявляют в работе со статистическими данными. Созданные в результате их обобщения сводные материалы могут в последствии использоваться как дидактические материалы на уроках истории.

Планируя работу по избранной теме следует четко определить какую часть исследования составит обработка уже известных фактов, а в где вы можете расширить границы известного, ибо получение нового, ранее недоступного знания – есть основа любой исследовательской деятельности. Естественно, в учебно-исследовательской деятельности эта новизна может быть не абсолютной, а вновь открытым для молодого поколения взглядом на прошлое. Но крупица нового, оригинального должна быть во всякой работе, претендующей на то, чтобы называться исследовательской и поисковой.

При выборе темы следует заранее продумать и возможность дальнейшего использования результатов исследования в учено-воспитательном процессе: на уроках истории или обществознания, на классных часах или в рассказах экскурсоводов школьного музея. Востребованность собранного материала повышает самооценку участвовавших в его создании учеников, служат рекламой дальнейшей краеведческой работы.

С процесс поиска и отбора материала для работы следует четко ориентировать ребенка на доказательность каждого з приводимых в тексте фактов или тезисов. Дети обычно стесняются ссылаться на использованные источники. У них существует ошибочное представление о том, что это сродни школьному списыванию, а значит, принижает значимость их собственного труда. Задача руководителя объяснить юному исследователю сущность системы доказательств, характерных для конкретно-исторического похода.

Может возникнуть ситуация, когда сведения из разных источников противоречат друг другу. Ребенок в таком случае стремится изложить одну из позиций и умолчать об остальных. Ситуация сложная, так как не всегда легко определить степень достоверности каждого из вариантов. Но изложить в работе их необходимо.

В целом следует учить ребенка различать факты по степени их достоверности. В краеведческих материалах традиционно скапливается большое количество местных легенд и преданий, весьма устойчивых, но е имеющих под собой ни каких исторических оснований. Это вовсе не значит, что эти легенды надо исключить из исследования. Напротив, они могут добавить особый колорит, особенно если удается проследить причину возникновения легенды, сравнить ее с подобными историями из других местностей, проследить тех, кто являлся носителями этой легенды. Так популярными легендами, которые могут стать не просто эпизодом, но основой отдельного исследования являются рассказы о разрушении церквей и трагических судьбах тех, кто это делал, о знамениях, предсказавших начало Великой Отечественной войны, индивидуальные для каждого села истории. Главное четко провести грань между историческим факто и мифом.

Как уже говорилось, особенно запоминающимися являются встречи с односельчанами. В ходе таких бесед дети получают шанс совместить сухие строки учебника с бурящей жизнью реальных людей, живущих по соседству с ними. Эти крупицы живой памяти уникальны, ибо уникален жизненный опыт каждого человека, а значит, они позволяют по-новому взглянуть на казалось бы хрестоматийные события Мало того, сохранить свидетельства старшего поколения по настоящему ценная научная работа, которая при этом вполне по силам начинающим исследователям.



Школьный музей. Встреча с ветеранами труда – участниками и свидетелями создания ОПХ.

При этом наиболее важным и, одновременно, сложным этапом является оформление, сохранение и грамотное использование при написании исследовательской работы. Мы сохраняем записи бесед с информаторами в форме архивных дел школьного музея. Образец представлен в приложении. Некоторые трудности возникали с оформлением ранее собранных в форме альбомов материалов. Они объединены в отдельную опись с нумерацией дел по мере создания альбомов.

При использовании в тексте исследования следует максимально точно описывать от кого получены те или иные данные. Например, «Житель нашего села Иванов Иван Иванович был очевидцем данного события и рассказал на о нем следующее……» или «Жительница села Петрова Мария Васильевна вспоминает, как ее бабушка рассказывала….».

Кроме того, встречи с людьми позволяют накапливать иллюстративный материал: фотографии, документы, вещи. Современная техника позволяет делать их качественные копии или фотографии, что позволит прикоснуться к неповторимой атмосфере, языку, стиля прошлого не только участникам встречи, о и другим ученикам школы. Такие документы как почетная грамота с портретом И.В. Сталина, письмо с фронта, похоронка или аттестат с оценками по закону Божьему или истории классовой борьбы всегда вызывают живой интерес учеников и могут использоваться как инструмент активизации познавательной активности учеников.

Нам представляется, что в тексте исследовательской работе воспоминания очевидцев следует излагать в историческом контексте. Если рассказ конкретного человека проиллюстрирует значимое историческое событие или представит его в новом ракурсе, то это усилит восприятие и того и другого. Обычный человек превратится в создателя истории Родины. Жизнь перестанет делиться на прошлое и настоящее, станет в сознании нового поколения единой, общей судьбой страны, за которую в ответе каждое поколение в свой срок.

При написании исследовательской работы следует обратить внимание на характерный для научного изложения материала стиль. Наши учащиеся более ориентированы на написание сочинений или эссе, то есть текстов художественного или публицистического стиля. Этот опыт они и используют в оформлении результатов своего исследования, что мешает точности изложения. Наличие обзора использованных методов и источников, сносок и выводов представляется нам обязательным.

Поисковая исследовательская работа является в настоящее время весьма востребованной формой как учителями, так и их учениками. Действительно, это та форма, которая позволяет соединить по-настоящему полезные и интересные вещи. Но чтобы в конце исследования получился цельный, приносящий удовлетворение результат, следует следовать определенным правилам. Естественно, как любое творчество, краеведческий поиск с трудом укладывается в строгие нормативные рамки. К цели можно идти разными путями, да и в деле воспитания подчас процесс важнее материального результата. Но надеемся, что представленный опыт поможет начинающим увидеть ориентиры, которые сделают их работу более интересной и эффективной.

Гербовый зал Дворянского собрания. Награждение участников областного конкурса «Служение Отечеству: события и имен

Анонсы

Новости