версия для слабовидящих людей
«Управление образования администрации Рязанского муниципального района Рязанской области»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подвязьевская средняя школа»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
 
 
Мотивация к изучению физики через учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Проблема мотивации в обучении детей стояла и в прошлые годы, но особенно остро она встала в последние годы, когда идет процесс реформирования системы образования, а в обществе не волне сформирован социальный заказ. В этой ситуации перед учащимися остро стоит вопрос «зачем получать образование?», «зачем мне нужны знания физики?». И грамотно и мудро ответить на этот вопрос, то есть сформировать у ученика устойчивый познавательный интерес, который тесно связан с формированием трудовых ценностей и активной гражданской позицией – есть высшая цел педагогической деятельности.

В младшем школьном возрасте мотивация, чаще всего, носит материальный характер (купить мопед, мобильный телефон, компьютер и т.д.), другие родители выдают наличные деньги, например: за «5» -100 руб., за «4» - 50 руб.

Хотя есть и другие мотивы:

  1. Не хотят расстраивать родителей из-за «2»

  2. Бояться наказаний за «плохую» учебу.

В старших классах, мотивация к учению носит иной характер:

1.Хорошо закончить школу, успешно сдать ЕГЭ, поступить в желаемый ВУЗ

2.Стать лидером в ученическом коллективе.

Вся эта сложная система мотивов человеческой деятельности может и должна использоваться в целях формирования познавательных интересов.

В Подвязьевской средней школе эту работу учитель организовал в форме Н.О.У. (научного общества учащихся), где школьники преимущественно во 2-й половине дня имеют возможность углубить и расширить свои знания по предмету.

Автор данной работы – учитель физики Фадин С.А. желает поделиться опытом организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Основные этапы научно-исследовательской деятельности:

1.мотивация

2.выбор направления исследования

3.постановка задачи

4.фиксация обработка данных

5.обсуждение результатов, выдвижение и проверка гипотез

6.оформление результатов работы

7.представление исследовательской работы.

Остановимся подробнее на тех из них, которые в той или иной степени связаны с проблемой мотивации в обучении.

Весьма сложной на первых этапах является задача вовлечения уч-ся в организуемую в школе учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, т.к.

- во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.

- во-вторых, эта деятельность должна быть направлена на достижение вполне определенных, понятных подростку целей, на решение конкретных задач.

- в-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься как социально значимая.

Для преодоления этой трудности во второй половине дня дети приглашаются в лабораторию, в которой имеется необходимое оборудование для исследовательской работы. Здесь каждому ребенку предлагается решить конкретную исследовательскую задачу, смыслом которой является реализация значимой для его самого или его родителей проблемы. Такая задача может возникнуть перед ребенком спонтанно. Например, желание ученика 7 – 8 класса самостоятельно починить или усовершенствовать сломанную радиоуправляемую машинку. Но в большинстве случаев задача учителя подтолкнуть ученика к тому, чтобы тот увидел проблему в мире вокруг него. Поставленные на уроке проблемные вопросы и экспериментальные задачи мотивируют интерес ученика. Но сложность этого этапа в том, что учитель не должен навязывать тему будущего исследования, чтобы серьезно заинтересоваться, ребенок должен быть свободен в выборе. Но чтобы вспыхнувший интерес не погас, взрослый должен тактично и незаметно для ребенка корректировать вектор интересов. Прежде всего, задача должна быть разрешимой для ученика. На первых этапах цель, хотя бы промежуточная, должна достигаться достаточно быстро. Важно чтобы решая эту задачу, ребенок ставил перед собой цель усовершенствовать технологический процесс или условия жизни других людей. В этом случае у учащихся возникает устойчивый познавательный интерес.

В работе научного общества учащихся главное внимание уделяется на изучение важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического моделирования, а также методикой обработки экспериментальных данных.

Остановимся на основных этапах учебно-исследовательской деятельности:

1.наблюдения за явлениями;

2.опыты, повторяющие наблюдаемые явления;

3.выдвижение гипотезы, объясняющей результаты наблюдений и опытов;

4.эксперименты, направленные на проверку выдвинутой гипотезы;

5 углубленное изучение физических законов;

6.практическое применение полученных результатов.

На всех этих этапах важно помнить, что отрицательный результат является результатом во «взрослой» науке, мотивацию же ребенка следует поддерживать созданием ситуации успеха, позитивной оценки работы.

Новый импульс мотивации процесса познания предал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых формирование такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве.

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

В рамках реализации этих целей в нашей школе в 2010 -2011 учебном году начала действовать учебно-исследовательская лаборатория. В отдельном помещении установлено лабораторное оборудование, позволяющее учащимся проводить опыты как в рамках урока, так и во внеурочное время. Такая организационная форма не только позволяет оперативно решать разнообразные экспериментальные задачи, не тратя лишнего времени на установку оборудования, но и привлекают внимание тех учащихся, которые проявляют только первую заинтересованность и еще не имеют устойчивого познавательного интереса в этой области. Для них это возможность пробовать самостоятельно найти ответ на возникший у них вопрос, в ходе этого поиска у кого-то сформируется устойчивая мотивация к дальнейшей учебно-исследовательской, а в дальнейшем, возможно, и к серьезной научно-исследовательской деятельности. Или позволит убедиться, что этот вид деятельности – не для него.

Важный этап – это представление исследовательской работы. В результате работы учащиеся ежегодно принимают участие в ряде республиканских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Юность, наука, культура», «Меня оценят в 21 веке», где уч-ся получают дипломы, а губернатор Рязанской области поощряет их стипендией.

Дважды уч-ся Подвязьевской школы Головастов Сергей -2006г. и Приступа Сергей – 2010г. являлись обладателями президентского гранда по проекту «Образование» по результатам их исследовательской деятельности.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения полученных в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Приобщение учащихся старших классов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности становится наиболее актуальной на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формирует интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Анонсы

Новости